Бюллетень Московского клуба гладиолусоводов № 14, 2006 г.

 

КОМПОЗИЦИИ ИЗ ГЛАДИОЛУСОВ

Е.А.Романова (флорист клуба «Цветоводы Москвы»)

С точки зрения аранжировжика о красоте аристократа сада гладиолуса можно сказать удивительно много хорошего. Гладиолусы роскошны и разнообразны по устройству цветка и его окраске, высокий стебель, элегантный, праздничный и торжественный вид, достаточно зеленых листьев. Но есть и недостаток – очень недолговечны нижние цветки, они быстро вянут, стебель оголяется, с каждым днем теряется пышный вид и привлекательность.

            Поэтому в аранжировках чаще всего изысканные гладиолусы ставят без других цветов или декорируют нижнюю часть композиции более устойчивыми цветами и зеленью.

            На короткий период цветочных выставок я предлагаю несколько вариантов композиций из гладиолусов, которые при ежедневном правильном уходе за ними не утратят привлекательного внешнего вида. Уход заключается в замене увядших цветов и декорировании зеленью или другими цветами оголенных участков без нарушения формы композиции. А также необходим долив воды в емкость с оазисом (пиафлором) или без него и опрыскивание всей композиции водой из пульверизатора, особенно в жаркие дни.

            Порядок работы по составлению любой композиции практически одинаков.

            В зависимости от места, где будет находиться ваша композиция, подбирается вид композиции – настенная, настольная или напольная. Заранее необходимо подготовить оазис для живых цветов, замочив его в ведре с чистой водой, а также емкость - контейнер, в которой будут стоять сами цветы. Контейнеры подбирают в соответствии с видом композиции – подвесная или настольная вазочки, кашпо или пластмассовая емкость, разные корзиночки.

            Выбираете нужные для работы цветы и зелень и, соблюдая общие правила составления композиций, начинаете творить чудеса. Главное в работе – не бояться, что не получиться, не бояться, что вы непрофессионал, тогда ошибка быстро исправляется.

            Напомню главные правила при составлении композиции.

♦ Обработать отобранные цветы и зелень от лишних листиков, увядших цветов, напоить цветы чистой водой до постановки их в оазис.

♦ Выбрать форму композиции, лучшую для того места, где она будет стоять или висеть.

♦ Определить цветовую гамму и размер цветов – это даст масштаб, равновесие и динамику композиции.

            Советую выбирать гармоничные цвета, которые хорошо смотрятся при любом освещении, так как освещение сильно «меняет» цвет и может создать дисгармонию. Надежные и выигрышные сочетания цвета: розовый – лиловый; кремовый – белый; зеленый – белый; желтый – оранжевый – белый; красный – оранжевый. Последние цвета считаются праздничными, нарядными. Но они очень яркие, динамичные, и когда их много – «бьют в глаза» и быстро утомляют. Везде должна присутствовать зелень, как наполнитель, или нейтральные мелкие цветы, чтобы композиция не смотрелась бедно как «изысканная нищета», а радовала своей пышностью.

♦ Цветом также нужно сбалансировать композицию, создать впечатление её уравновешенности. Например, белый цвет очень активный, и если его много, то белый «забьёт» другие цвета; и т.д. Трубчатые и светлые - легкие цветы, - их ставят спереди и вверх. А круглые, крупные и темные цветы – это тяжелые цветы, поэтому темные ставят на задний план, тогда они дадут глубину композиции, объём.

♦ Избежать монотонности и однообразия в композиции позволит применение растений с разной текстурой – глянцевые листья, бархатные, пушистые, матовые цветы и зелень помогут создать более удачную композицию.

♦ И последнее правило – необходимо учитывать фон, где будет находиться композиция, и размер помещения.

            На пестром фоне теряется любая красота. На выставках цветов, где яркое и броское окружение, лучше фон создать искусственно – однотонной тканью или декоративной бумагой.

Размер помещения учитывается обязательно. Большие,  яркие композиции эффектнее смотрятся издалека, а маленькие должны быть выполнены очень грамотно, так  как их будут разглядывать посетители с близкого расстояния. Здесь ошибок лучше не допускать.

Настольные композиции из гладиолусов

1) «Веер» (рис. 3). Схема составления не сложна. В низкую, очень устойчивую плошку с оазисом равномерно, лучами одинаковой длины по форме веера разместить гладиолусы, начиная от центра к краям. Крепление гладиолусов должно быть надежным. Можно использовать поддержку из прутьев, других жестких растений и между цветами добавить ажурную зелень, гипсофилу или подходящие длинные цветы. Внизу по центру можно прикрыть увядающие цветы яркими, в тон гладиолусов, круглыми цветами. Все цветы исходят как бы «лучами» из одной точки в центре.

2) «Сфера» (рис. 4). Схема составления напоминает «веер», но цветы ставят по кругу на одинаковом расстоянии и из одной центральной точки – это зрительно. Между цветами пространство нужно заполнить другими мелкими цветами или аранжировочной зеленью. Основные цветы – одинаковой длины.

3) «Треугольник» (равнобедренный, горизонтальный, симметричный)- рис. 5. В низкой плошке ставят слева и справа от центра длинные гладиолусы (до 50-70 см), жесткие. Это нижняя линия. Вертикальная линия в центре примерно 30-40 см высотой, и линии от центра в разные стороны примерно 25-30 см длиной. Это классические, самые популярные до сих пор аранжировки. Часто их используют для украшения праздничных столов; размеры – зависимости от размеров стола.

 

Рис. 3 Виды: спереди и сбоку.

 

 А. Б.

 В.

Рис. 4. Виды: А- спереди, Б- сбоку, В – сверху.

 

Рис. 5. Виды спереди и сверху.

 

Между цветами основных линий ставят более короткие цветы и заполняют оставшееся между ними пространство мелкими цветами, зеленью. Можно использовать банты, бабочки, ягоды для украшения композиции.

Настенные композиции из гладиолусов

Виды настенных композиций:

- картина в раме с пышным букетом;

- коллаж в раме;

- венки из прутьев, где живые цветы размещают во флористических пробирках с водой или питательным раствором;

- композиции на плетеных каркасах;

- вертикальные композиции на трубах, в больших пробирках, в конусах;

- цветочные коврики из травы, прутьев, зелени злаков; цветы в пробирках;

- подвески на люстры, абажуры на каркасе, зонтики.

            Наиболее эффектно смотрятся композиции в рамах, если хорошо оформить форму композиции в подвесной емкости, надежно закрепить цветы и раму на стене, чтобы она не выглядела как бы «не на своем месте». Уход более сложный, чем за настольными композициями, нужен навык и осторожность.

Напольные композиции

            Чаще всего напольные композиции ставятся в больших помещения на различных металлических, деревянных, керамических подставках в высоких вазах разных форм, в корзинах высоких классических форм или в фантазийные сооружения.

            Модны телеги и тележки, повозки разных форм, композиции на ветвях, закрепленных на полу сухих деревьях, напольные длинные ящики.

            Чаще всего делаются высокие композиции, нарядные, яркие и с большим количеством цветов. Новый стиль напольных композиций – объёмные стенды на металлических каркасах, где цветы находятся в подвешенном состоянии на лесках, в пробирках, в ведёрках.

            Цветы – это источник вдохновения; ожидание праздника цветов – выставок создает радостное, праздничное настроение. А увлечение флористикой, цветами – это хобби на всю жизнь, которое не даёт стариться, расширяет кругозор, заставляет любить жизнь.